Главная / Педагогам / Сценарии / «Лес чудес»: игра-путешествие 

«Лес чудес»: игра-путешествие 

Цели мероприятия:

  • расширение детского кругозора;
  • знакомство с целебными свойствами лесных растений
  • воспитание бережного отношения к природе

Оформление зала:

На стене поместить карту с маршрутом путешествия: станции – «Загадкино», «Лесная опушка», «Аптека под ногами», «Цветочная поляна», «Грибная», «Царство птиц и зверей».

Действующие лица:

Ведущий, чтецы, Экскурсовод, Лесовичок, Травница

Звучит тихая мелодия, выходят чтецы

Чтец (1):

Очень добрым, очень светлым,

Золотистым ясным днем

Мы поедем в гости к лету

В гости к солнышку пойдем.

Чтец (2):

Земляникой и цветами

Встретят нас и лес, и луг,

Наши песни вместе с нами

Будут птицы петь вокруг.
Чтец (3):

Рано утром яркий лучик

Зазвенит в густой листве.

Речка плавать нас научит,

Ветер – бегать по траве.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Вы, наверное, догадались, что мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по лету. А что такое – лето?

Лето – это каникулы, это – лес, речка, походы, море, горы, веселые игры, фильмы и книги. Попробуйте несколькими словами объяснить, что значит для вас лето. (Ребята отвечают)

Маршрут нашего воображаемого путешествия вы можете увидеть на карте (демонстрирует), а наше местонахождение и передвижения будем обозначать фигурками двух человечков. Ну, а теперь в путь!

Экскурсовод: Начинается наше увлекательное путешествие со станции «Загадкино». Ребята, а вы когда–нибудь задумывались, почему все дети так любят загадки. Да потому, что загадки открывают нам тайны и заставляют думать и размышлять. И вот сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете загадки, которые, конечно же, связаны с летом.

Колобок, колобок,

Золотистый бок.

За елки нырнул,

Там крепко заснул.

А к утру проснулся.

На весь мир улыбнулся. (Солнышко)
Приходил- стучал по крыше.

Уходил – никто не слышал. (Дождь)

Туча скрыла солнца свет,

Рухнул мост, а щепок нет (Радуга)

Стоит он, задумчивый,

В желтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице. (Подсолнух)

Сильнее солнца.

Слабее ветра.

Ног нет, а идет.

Глаз нет, а плачет. (Туча)

Теплый, теплый, длинный день.

В полдень – крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц?

Подскажи-ка! (Июнь)
Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень

Началась косьба хлебов.

Время ягод и грибов.

Дни его – вершина лета.

Что, скажи, за месяц это? (Июль)
Ведущий: Молодцы, ребята! Сразу видно, что вы очень любите и с нетерпением ждете это время года.

Чтец (1): Чтец (2):

Я спросил у поля: Я спросил у леса:

«Что такое лето?» «Что такое лето?»

Поле мне сказало: Лес мне отвечает:

«Наше лето – это «Наше лето – это

Колоски усатые Голоса задорные

Зернами богатые. И грибы отборные

Тучные, ядреные, Полные корзины

Солнцем напоенные!» Сахарной малины»

Экскурсовод: Дорогие, ребята! Наше путешествие продолжается, и следующая станция «Лесная опушка».

Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинства. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разных ягод и грибов!

Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

Лесная сказка самая прекрасная

В ней тишина, и шорох, и покой.

Вода в ручье прозрачная и ясная

И пень, покрытый нежною листвой.

В ней солнце озаряет детство радостью,

В ней столько непонятного порой,

Манит черника свежей-свежей сладостью.

И гриб уводит в чащу за собой.

В ней столько трелей звонких, шумных, радостных,

В ней счастью нет предела и добру.

И если хочешь наслаждений сладостных,

То в лес наш отправляйся поутру.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто самый главный человек в лесу. Он следит за порядком, охраняет его? Правильно – это лесовичок. Сегодня он пришел к нам в гости, чтобы помочь нам совершить путешествие по загадочному лесу.

Лесовичок: Я лесовичок! Я живу в лесу и все деревья, все травинки-былинки знаю наперечет. Многие растения стали исчезать из леса, поэтому я их охраняю. И цветы разрешаю рвать только те, которых много.

Я люблю побродить по Зеленой стране,

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы горазд молчаливый народ

И за то, что отдаст, ничего не берет.

В той стране – благодать, удивительный свет.

Вот бы нам разгадать: в чем тут главный секрет?

Загляни-ка со мной в эту славную жизнь

И с Зеленой страной навсегда подружись!

(Е.Серова «Зеленая страна»)

Представим, что мы находимся в лесу, только-только в него вошли. Что же ждет нас на лесной тропинке? Предлагаю вам ответить на вопросы викторины «Лесные догонялки». На заданные вопросы вы отвечаете коротко «да» или «нет».

  • Спит ли дерево? (нет)
  • Белка сушит грибы на ветках? (да)
  • Малина — вечнозеленое растение? (нет)
  • Спит ли еж зимой? (да)
  • Клесты любят еловые шишки? (да)
  • Ворона подкладывает свои яйца в чужие гнезда? (нет)
  • Мухомор ядовит? (да)
  • Воробьи прилетают к нам только зимой? (нет)
  • Шиповник – это дикая роза? (да)
  • Иву называют плакучим деревом? (Да)
  • Подосиновики растут на пнях и разрушают их? (нет)

Лесовичок: Молодцы! Знакомство с лесом началось успешно, а теперь я вам усложню задание. Слушайте меня внимательно и отвечайте на вопросы:

1. О настойке из этого растения в старину говорили, что она «дороже есть злата драгова и пристоит ко всем недугам». В XIX веке ученые исследовали это растение, и медики стали применять целебную настойку как лекарство против сердечных заболеваний. Нужно помнить. Однако, что растение это ядовито! (Ландыш)
2. Мед, который собирают пчелы с этого растения, лучше многих других: и вкусен, и полезен, и ароматен! Целебными свойствами обладают и листья этого растения, и побеги, и цветки. Ну, а про ягоды и говорить нечего: в любом виде – свежие, сваренные, высушенные – это и лакомство, и лекарство. (Малина)
3. Говорят, что в зарослях этого кустарника лесные гномы прячут свое богатство. И в самом деле, ягоды его не только вкусны, но и чрезвычайно полезны. Особенно хорошо они помогают при заболеваниях глаз. (Черника)
4. Целебные свойства этого растения известны человеку с незанятных времен. Настойка его корня – хорошее успокоительное средство. Название растения происходит от латинского слова «вале» — «будь здоров». (Валериана)

  1. Это неприметное на вид растение – одно из самых душистых в мире. Его часто используют в кулинарии, его экстракт добавляют во многие лекарства. С уверенностью можно сказать, что вы и сегодня встречались с ним — когда чистили зубы! (Мята)

Лесовичок: Молодцы, ребята, порадовали вы меня своими ответами. Но мне пора: нужно успеть обойти свои владения. До свидания, друзья!

Лесовичок уходит

Ведущий: Наше путешествие продолжается и следующая станция «Аптека под ногами». Ребята, представьте себе такую ситуацию: пошли мы в лес с ночевкой, поставили палатки, разложили костер. Хорошо! Песни поем, в речке купаемся, играем. И тут вдруг вспоминаем, что забыли аптечку. Что же нам делать? Расстраиваться нет причин, ведь в лесу столько трав и многие из них целебные. А в каких случаях их применяют – знаете? На эти вопросы вам поможет ответить девица Травница.

Выходит Травница

Травница: Добро пожаловать в наше лесное царство! Ответив на вопросы викторины «Лесные доктора», вы узнаете много интересного о целебных свойствах растений, которые нас окружают и тогда никакие болезни вам будут не страшны:

  • С помощью каких растений можно унять зубную боль? (зверобой, ромашка, шалфей, кора дуба)
  • Что это за «трава от 99 болезней»? (зверобой)
  • Какие растения можно использовать для заварки чая? (Мята, душица, зверобой, малина, земляника, липа, чабрец)
  • Это средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен этот цвет,

Но полезней чая нет,

При ангинах и простудах

Пьют целебный этот чай (липовый цвет)

  • Кто поранил пятки? Подорожник выручит

Подходи, ребятки! Подорожник вылечит! (Подорожник)

Ведущий: Много лекарственных растений на полянке, всех и не упомнишь. А вот ответьте мне на такой вопрос: «У кого есть шапка без головы, да нога без сапога? Правильно у гриба. Незаметно мы добрались до станции «Грибная». Сейчас мы проведем конкурс «Грибное лукошко».

Для конкурса нужны две маленькие корзинки, рисунки или иллюстрации грибов, которые раскладываются на импровизированной лесной поляне.

Правила игры: два игрока собирают в свои корзины съедобные грибы, выигрывает тот, кто наберет больше грибов и правильно назовет их.

Пока наши игроки собирают грибы, мы будем отгадывать грибные загадки:

  • Гордо встал на ножке крепкой

В фартучке и красной кепке

Раскрасавец удалой.

Вид приятный, норов злой (Мухомор)

  • У этой розовой подружки

Чудо-волны на макушке.

Для любителей солить

Принято ее хвалить (Волнушка)

  • Не спорю – не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще (Подберезовик)

  • Зашел мужик в сосняк,

Нашел белый слизняк

Бросить жалко,

Съесть – сыро. (Груздь)

  • Что за ребята на пеньках

Столпились дружной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой? (Опята)

Ведущий: Ребята, обратите внимание, впереди раскинулся ковер, да такой красочный, разноцветный. Как вы думаете, что это? Правильно, это – цветочная поляна.

Человек на земле – недавний гость в сравнении с природой. Наши угрюмые предки, не способные понять красоту окружающей природы, еще прятались в пещерах, а на лугах уже пестрели цветы!

А вы знаете, ребята, что луговые цветы самые красивые. Природа наградила их неброской, но гармоничной красотой.

Когда люди устают от грохота шоссейных дорог, от унылого однообразия бетонных стен и пластикового уюта квартир, они выбираются на природу, где их настроение врачуют деревья, птицы и цветы. Близость к цветам, созерцание их неповторимого совершенства и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. Вы согласны со мной?

Сейчас вам предстоит отгадать загадки о цветах. Готовы, тогда начали:

  • Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал – веселых, голубых?

Должно быть, оторвали от неба лоскуток.

Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок. (Незабудки)

  • Стоят у реки сестрички-

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

  • Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

  • Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок —

И остался стебелек (Одуванчик)

  • Белые горошки на зеленой ножке (Ландыш)

Ведущий: Мир цветов таинственен и чудесен. Любуйтесь им, изучайте и защищайте его!

Экскурсовод: Ребята, наше путешествие продолжается и впереди нас ждет много интересного и неизвестного. Живут-поживают лесные обитатели в гостинице, горя не знают, а обедать ходят, вы не поверите, в самые настоящие «Лесные столовые».

Для любого есть в лесу столовая,

Все там приготовлено для нас.

Мебель там дубовая, еловая.

Музыка? Симфония и джаз!

Ресторан «Орешек» где-то в чаще,

Белка проведет тебя туда.

А в ларек «Черничный» ходят чаще,

Тесно там, да это не беда. (Е.Серова)
Ведущий: Ребята, давайте, и мы заглянем в лесную столовую, наверняка, встретим знакомых. А хотите узнать, что подают лесным жителям на обед? Тогда придется ответить на вопросы викторины «Лесное меню»:

  • Такие лакомые братцы в зеленых гнездышках теснятся (орехи)
  • Две сестры летом зелены, к осени одна — краснеет, другая – чернеет. (смородина)
  • Стоит Антошка на одной ножке, сам маленький, а шляпа большая (гриб)
  • Красная овечка, белое сердечко (малина)
  • Как на стежке, на дорожке
  • Вижу алые сережки.

За одною наклонилась,

А на десять набрела.

Я клонилась – не ленилась,

Кружку с верхом набрала. (земляника)

  • Какой плод до зимы живет? (рябина)
  • Не балует дуб детей, одевает без затей:

Все в его семейке носят тюбетейки (желуди)
Экскурсовод: Вот и закончилось наше путешествие по удивительной «Зеленой стране». Любите лес и его обитателей, берегите их, а если не в силах сделать что-то полезное, то хотя бы не вредите!Чтец (1):

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!
Чтец (2):

Нам, как радость, нужны и понятны

Шум лесов и ручьев хлопотливая речь.

Так давайте же вместе, ребята,
Родную природу беречь!
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по удивительной «Зеленой стране». Но лето продолжается. И впереди у нас еще много, путешествий, игр, викторин. И все это нам дарит лето!

Использованная литература:

  1. Андреева, Т. Волшебный букет / Т. Андреева, Р.Черняева // Сценарии и репертуар.-2007.- №13.- С.66-74.
  2. Бондаренкова, Е. Сказочный мир царя Берендея / Е.Бондаренкова // Сценарии и репертуар.- 2008.- Вып.11.-С. 46-60
  3. В гармонии с природой / ред.-сост. Л.И. Жук.- Минск: Красико-Принт, 2002.- 128 с.- (Праздник в школе)
  4. Земные карусели/ ред.-сост. Л.И. Жук.- Минск: Красико-Принт, 2007.- 128 с.- (Праздник в школе)
  5. Лежнева, С. День леса: познавательно-развлекательная программа /С.Лежнева // Сценарии и репертуар.- 2008.- №11.- С.39-45
  6. Милохина, Н.Р. Лес чудес: познавательное путешествие / Н.Р. Милохина // Читаем, учимся, играем.-2003.- №3.- С. 86-87
  7. Семенихина, Е. Все нам лето подарило…/Е.Семенихина // Лето звездное, будь со мной / Ред.-сост. Л.И.Жук – Минск: Красико-Принт, 2002.- С.12-17.- (Праздник в школе)

 

 

 

Библиотеки Находки© 2022 | ЦБС НГО| Все права защищены