Главная / Педагогам / Сценарии / «Летние каникулы – любимая пора». Сценарий развлекательной программы для детей среднего школьного возраста

«Летние каникулы – любимая пора». Сценарий развлекательной программы для детей среднего школьного возраста

Цели:  Развитие творческого мышления, фантазии и воображения детей, побуждение к речевой активности, привлечение к чтению стихов о лете.

Оформление: Макет книги с картинками; кузнечик Кузя (кукла или иллюстрация)

Действующие лица: Ведущий, Книга, Лето
Ведущий:

Опять смеется лето

В открытое окно,

И солнышка, и света

Полным, полным-полно!

Опять сланцы и майки

Лежат на берегу,

И нежатся лужайки

В ромашковом снегу.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встречи с вами. И не только я, но и наша замечательная Книга. А вы хотите увидеться с Книгой, которая поможет вам вспомнить и рассказать о лете? Тогда улыбнитесь веселей, ведь сейчас она появится перед вами.

Звучит «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето», 

под музыку выходит Книга

Книга: Здравствуйте, мои долгожданные читатели! Как я по вас соскучилась. Целое лето не видела вас, даже запылилась вся. Но как только узнала, что вы пришли в библиотеку, сразу пыль с себя стряхнула, странички расправила – к вам. А вы по мне скучали? С книжками летом дружили? Читали их? А какая книжка, прочитанная летом, вам запомнилась больше всего?

Ребята отвечают

Ведущий: А чем еще занимались вы летом, кроме чтения книг?

Дети рассказывают

Книга: Да чем же лето так чудесно?

Ребята отвечают

Ведущий: А чудесно оно тем, что только летом бывают некоторые необыкновенные явления. Какие же чудеса бывают только летом? Предлагаю вам принять участие в игре «Да – нет».

Я буду вам называть эти чудеса, а вы громко говорите «да» и поднимайте руки вверх, если эти явления бывают летом, и «нет», если они происходят в другое время года.

Сенокос – да; зной – да; мороз – нет; загар – да; снегопад — нет; гроза –да; оттепель — нет; листопад — нет; радуга – да .

Молодцы, ребята! А знаете ли вы, что о лете и летних чудесах написано много стихотворений. Книга, а нет ли на твоих страницах таких стихотворений?
Книга: Да, конечно, есть. Только вот беда: у меня страницы перепутались, и все стихи перемешались: о лете и зиме, весне и осени. Помогите мне: выберите только те, которые рассказывают о лете.

Ведущий: Я буду читать вам стихи, а вы слушайте внимательно. Если говорится о лете, то хлопайте в ладоши.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

С. Есенин «Осень»

Гроза прошла, а ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

Еще трава полна прозрачных слез

И гром вдали гремит раскатом.

А. Блок «Лето»

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо

Ветер с полудня! А.Кольцов «Лето»
Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

А.Н. Плещеев «Весна»

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

И. Бунин «Лето»

Оттепель после метели,

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели,

И потемнели снега.

Н.Заболоцкий «Весна»

В небе тают облака

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Ф.Тютчев

Молодцы ребята! Вы прекрасно справились и с этим заданием. Это говорит о том, что вы любите читать и знаете эти произведения.

Ведущий: Лето – это время для путешествий. Расскажите, где вы побывали на каникулах?

Дети отвечают

Ведущий:

Я задам себе вопрос:

Что такое лето?

Может, это громы гроз?

Может, лучик света?

Может, это песни скал?

Может, море света?

Может, все, что я сказала.

Это и есть лето?
Ребята, а вы знаете, чем замечателен сегодняшний день? Я скажу вам по секрету, что сегодня к нам на праздник придет Лето теплое, Лето красное.

Звучит мелодия. Выходит Лето.

Лето: Здравствуйте, друзья! Сегодня вы собрались здесь на мой праздник! На праздник солнца! Праздник света! Солнце, солнце, жарче грей, праздник будет веселей.

Я – Лето, своим теплом пришло согреть всех вас. Я пришло к вам с играми, песнями, танцами. Ну-ка детвора, скорей в круг вставайте, веселей, начинается игра!
Игра «Пожалуйста!»

Играющие образуют круг. Ведущий игры находится внутри круга и предлагает ребятам делать те или иные движения. Играющие должны выполнить их, но только тогда, когда ведущий перед своей командой произнесет слово «пожалуйста». Без этого слова команда не выполняется.

Тот. Кто ошибается, делает один шаг вперед к центру круга. Игра повторяется 4-5 раз. Ребята, которые ошиблись, в конце игры должны что-либо исполнить (спеть, станцевать, проговорить скороговорку и т. д.)

Игра «Смена номеров»

Играющие становятся в общий круг плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой номер. В центре круга находится ведущий. Он громко называет два любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из мест. Оставшийся без места становятся водящим. Для оживления игры можно называть сразу 3-4 номера.
Игра «Полундра»

В игре принимают участие 8 человек. В центре зала стоят 8 стульев. Под музыку ребята бегают вокруг стульев. Как музыка перестает звучать, они останавливаются и кладут какой-то предмет своей одежды на стул, стоящий рядом. Так продолжается 3-4 раза. Затем звучит команда «Полундра» и ребята должны быстро собрать и надеть свои вещи. Кто справился с этой задачей первым, тот получает приз.

Лето: Ребята, сейчас вы продемонстрировали нам, какие вы ловкие, сильные и смелые. Пока вы резвились и веселились, Книга подготовила для вас следующий конкурс – интеллектуальный.

Книга: Стеллажи от корешков цветасты,

Синие, зеленые лучи.

Стеллажи меня встречают: «Здравствуй,

В наше царство визу получи!

Здесь у нас врачи и звезды.

Миллионы споров и идей,

Здесь у нас сложнейшие расчеты

Самых нерасчетливых людей.

Этот мир: суровый и волшебный,

Он тебе удачу принесет…

Итак, дорогие ребята! Приглашаю вас принять участие в викторине «Вопросы на все случаи жизни»

  1. Как называется сильная буря на море? (Шторм)
  2. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица)
  3. Каким ключом не откроешь дверь? (Скрипичным)
  4. Самая крупная ягода. (Арбуз)
  5. Самое трудолюбивое насекомое. (Муравей)
  6. Назовите второе название алфавита. (Азбука)
  7. Из какого металла был сделан солдатик в сказке Г.Х. Андерсена (Олово)
  8. Самая певчая птица России (Соловей)
  9. Кто делает мебель? (Столяр)
  10. У кого из животных есть сумка? (Кенгуру)
  11. Какой цветок называют звонким? (Колокольчик)
  12. Сколько в русском алфавите гласных букв? (Десять)
  13. С помощью какого прибора можно определить стороны света? (Компас)
  14. Назови семь цветов радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
  15. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
  16. Музыкальный коллектив из басни дедушки Крылова (Квартет)
  17. Сколько колец в олимпийском флаге? (Пять)
  18. Как можно узнать возраст деревьев? (По количеству колец на срезе)
  19. Коллекция из засушенных растений (Гербарий)

Книга: Какие вы ребята умные и эрудированные. Мне очень приятно с вами общаться, потому, что вы знаете ответ на любой вопрос.

Лето – это время, когда можно читать не то, что задали по программе, а то, что хочется! Как только человек осваивает грамоту, он оказывается на берегу огромного книжного моря: сказки и детективы, фантастика и приключения, книги о природе, науке и технике. А какие книги вы любите читать?
(Ребята отвечают хором):

Хорошая книга –

Мой спутник, мой друг,-

С тобой интересней

Бывает досуг.

Книга: Ребята, я думаю, вы все любите сказки. Сейчас я проведу с вами викторину «В гостях у сказки» и посмотрю, справитесь ли вы с моими вопросами:

  • В какой русской сказке крестьянский сын должен был искупаться в трех больших котлах — в молоке и в двух водах?  (П.Ершов «Конек-горбунок»)
  • Героиня какой русской народной сказки была сельскохозяйственным продуктом?  («Репка»)
  • Гонщик на печи? (Емеля)
  • Чемпионка по поворотам на месте. (Избушка на курьих ножках)
  • В какой сказке героями являются фрукты, овощи, ягоды?

(Дж. Родари «Приключения Чиполлино»)

Книга: Молодцы, ребятишки! На все вопросы ответили.

Ведущий: А сейчас мы с вами будем сочинять рассказ о Лете. Предлагаю вам творческое упражнение «Сочиняем рассказ о лете».

Дети придумывают рассказы самостоятельно или по картинкам, предложенным Ведущим. Лето оценивает и награждает призами лучшего рассказчика.

Ведущий: Ребята, я думаю, вы согласитесь со мной в том, что без яркого теплого солнышка, лето не было бы таким долгожданным и радостным. Давайте скажем добрые ласковые слова солнышку, а заодно и поиграем в мячик, ведь мячик похож на Солнце. Я буду говорить вам предложения, а вы их должны закончить. Но продолжает тот, кому Книга бросит мяч. Закончив предложение, вы должны вернуть мяч Книге. Слушайте внимательно.

У Солнца есть лучи, поэтому оно ….. (лучистое)

Солнце горячее, как … (мяч)

Солнце доброе, как ….(мама)

Луна серебристая. А солнце … (золотое)

Солнце светит ярко, как …(фонарь, костер)

Солнце похоже на героя русской народной сказки, которого зовут … (колобок)

Любят солнце все вокруг,

Это наш хороший …(друг)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы настоящие друзья солнышка. А чтобы Солнце всегда дружило с вами, почаще смотрите на него, улыбайтесь ему и повторяйте добрые ласковые слова:

Ты такое чистое.

Доброе, лучистое!

Если б мы тебя достали,

Мы б тебя расцеловали!

Книга: Хорошо летом! Можно прыгать, бегать и играть! Давайте поиграем!

Ритмическая минутка «Хоровод»

Дети встают в хоровод. Книга – в центре.

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

(Прыгают)

Ты — ромашка, я вьюнок

(показывают рукой на Книгу и на себя)

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре.

Раздвигайте круг пошире.
(Раздвигают круг)

А теперь мы ручейки.

Мы бежим вперегонки.

(Бегут на месте)

Прямо к озеру спешим

Станет озеро большим.

(Руки в стороны)

Раз, два, три, четыре.

Раздвигайте круг пошире!

(Раздвигают круг)

Становитесь в круг опять.

Будем в солнышке играть.

Мы – веселые лучи,
(Поднимают руки вверх)

Мы резвы и горячи.

Раз, два, три, четыре.

Раздвигайте круг пошире!
(Раздвигают круг)
Ведущий: Ребята, как вы думаете, за что лету можно сказать «спасибо»? (Дети отвечают)

Книга: Я хочу прочитать вам стихотворение Эммы Мошковской, которое называется «Спасибо лету».

Спасибо,

Спасибо,

Хорошая пора!

За все цветы спасибо,

За птичий свист с утра…

И роще спасибо,

И звонкой воде,

И чаще спасибо –

Там сойке в гнезде…

Там тропка

Глухая.

Там белкин домок,
Там рыжик,

Там ежик –

Колючий колобок…

Там синюю полянку

Нам солнце

Нашло! Нам очень-очень жалко,

Что это Прошло…

Ведущий: Ребята, давайте все вместе скажем Лету: «Спасибо! Спасибо, хорошая пора!»

Лето: А я вам обещаю много солнца,

Чтоб вы могли купаться, загорать

И каждый день, подаренный вам мною,

Охотно ждали бы опять!

Лето уходит

Ведущий: А чтобы нам не забыть это чудесное время года, нарисуем картинки о лете, на которые вы будете смотреть зимой и вспоминать веселые теплые деньки.

Вот мы взяли краски в руки –

И не стало в доме скуки.

Чтобы было веселей,

Яркой краски не жалей!

Книга: Чтобы нарисовать лето, вам надо решить, какого оно цвета. В этом вам помогут стихи.

Вот и лето подоспело –

Земляника покраснела,

Повернется к солнцу боком –

Вся нальется алым соком.

В поле – красная гвоздика,

Красный клевер – погляди-ка:

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом…

Видно, люди не напрасно

Называют лето красным!

М. Ивенсен
Синий-синий василек.

Ты любимый мой цветок!

У шумящей желтой ржи

Ты смеешься у межи.

И букашки над тобой

Пляшут радостной гурьбой.
С.Черный

Зеленеют все опушки.

Зеленеет пруд.

А зеленые лягушки

Песенку поют.

С.Черный
Ведущий: А теперь возьмите карандаши и нарисуйте каждый свою картинку о лете. Потом мы все ваши рисунки-странички соберем вместе, и у нас получится яркая, чудесная книга лета.

Использованная литература:

  1. Дейстер, И.В. Вопросы на все случаи жизни: викторина /И.В. Дейстер // Педсовет.-2006.-№2.-С. 23-28
  2. Летние фантазии / ред.-сост. Л.И. Жук.- Минск: Красико-Принт, 2007.-128 с.- (Праздник в школе)
  3. Лето звездное, будь со мной! / ред.-сост. Л.И. Жук.- Минск: Красико-Принт, 2002.- 128 с. — (Праздник в школе)
  4. Праздники круглый год: в учебное время и летом / авт.-сост. О.В. Калашникова. — Волгоград: Учитель, 2007.- 98 с.
  5. Рылина, И.С. «Каникулы в стране Читалии» / И.С. Рылина // Новая библиотека.- 2006.- №1.-С. 33-35.
  6. Чичканова. Н. Летние каникулы – любимая пора / Н.Чичканова // Сценарии и репертуар.-2006.- №9.- С.61-66.