Главная / Педагогам / Сценарии / "Чехов. Особые приметы". Литературный квест

«Чехов. Особые приметы». Литературный квест

Эмир-Асанова О. А. Чехов. Особые приметы: сценарий квест-игры // Читаем, учимся, играем. – 2016. – вып. 2. – С. 38-43.

 

ЧЕХОВ. ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ

Литературный квест

Для проведения мероприятия необходимо оформить в стилистике начала XX в. залы библиотеки, которые будут станциями квеста.

Всего 6 станций:

«На деревню дедушке»,

«Хорошим людям», «Чайка»,

«Корреспондент»,

«Остров Сахалин»,

«Палата №6».

В игре принимают участие две команды. У каждой из них свой маршрут. Если команды встречаются на какой-то станции, организаторам можно предложить одной из них выполнить заранее подготовленные задания.

 Понадобятся:

  • экран, проектор:
  • конверты с заданиями {см. в тексте);
  • костюм для Чехова. Тёмный костюм, галстук, очки, шляпа;
  • диск с песней «Чайка» (любого исполнителя); видеозапись короткометражного фильма «Лошадиная фамилия» (реж. А. Ткаченко, 2012 г.);
  • мешочек с овсом;
  • книги А.П. Чехова «Дом с мезонином», «Ванька» с выделенными в них фрагментами (см. в тексте), а также рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник»;
  • фотографии: старинной печатной машинки; А.С. Суворина; человека с надписью «Разыскивается Денис Григорьев. Украл гайку»; часов, висящих в данной библиотеке; сейфа;
  • плод каштана;
  • цветные листы бумаги, на которых написаны правила воспитанного человека
  • копии листа пс населения, которую делал   А.П. Чехов:
  • футляр для очков;
  • маленький игрушечный человечек в шляпе;
  • сундучок;
  • небольшая ель или еловая ветка;
  • изображения и фигурки собак;
  • кроссворд, нарисованный на ватмане;
  • листы бумаги с цитатами А.П. Чехова (см. в тексте);
  • 2 листа бумаги с русским алфавитом;
  • ключ и сейф, к которому подходит ключ (или несколько сейфов);
  • призы для победителей.

Действующие лица

Ведущие (1)и(2) Хозяева станций (1)-(6) Капитан Чехов   

ВЕДУЩИЙ (1): Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей библиотеке! Если вы сегодня пришли, значит, вам ин­тересно творчество А.П. Чехова. Да это и неудивительно.

ВЕДУЩИЙ (2): Жизнь Антона Павловича была насыщенной и интересной. Он получил профес­сию врача, а прославился как пи­сатель, мастер короткого рассказа. Хотя и доктором для своего време­ни был передовым, ведь его учи­телем являлся известный медик, профессор Н.В. Склифосовский.

ВЕДУЩИЙ (1): Чехов дружил со многими известными людь­ми своего времени: Л.Н. Тол­стым, М. Горьким, В.А. Серовым, П.И. Чайковским. Его пьесы ста­вились в лучших театрах страны и имели большой успех. И несмотря на это, он был человеком необы­чайно скромным.

ВЕДУЩИЙ (2): Несмотря на тяжёлую болезнь, Чехов поехал на Сахалин делать перепись населения — в то время там жили ссыльные. У него набралось столько материала, что следующие пять лет он писал книгу «Остров Сахалин».

ВЕДУЩИЙ (1): Чехов был неисправимым оптимистом. Его сгубила коварная болезнь, по тем временам неизлечимая, которой он страдал на протяжении многих лет, — туберкулёз. Состояние писателя ухудшилось после поездки на Сахалин. Была распутица, и приходилось ехать тысячи километров в сырой одежде и обуви. Когда летом 1904 г. в Баденвайлере, по пути на немецкий курорт, Антону Павловичу стало совсем плохо, он, по свидетельству жены Ольги Леонардовны Чеховой, попросил подать бокал шампанского. Улыбнулся своей удивительной улыбкой и произнёс: «Давно я не пил шампанского…» В ночь на 2 июля писателя не стало…

ВЕДУЩИЙ (2): Сегодня мы с вами окунёмся в мир творчества Чехова с помощью квеста. Это такая приключенческая игра, ключевое значение в которой имеет решение задач и головоломок. Когда ответ на одну из них найден, можно переходить к следующей, и так далее.

ВЕДУЩИЙ (1): Смысл нашей игры заключается в том, что одна команда быстрее другой должна добраться до цели. Какой она будет — пока секрет.

ВЕДУЩИЙ (2): Уважаемые участники, вам предстоит выполнить задания на станциях нашей библиотеки: «На деревню дедушке», «Чайка», «Хорошим людям», «Корреспондент», «Остров Сахалин», «Палата № 6». Вы, конечно, поняли, что все эти названия из произведений Антона Павловича.

Между первым и вторым этажами библиотеки мы повесили большие часы, на циферблате которых бумажное изображение А.П. Чехова, а вместо цифр — обложки его произведений. Стрелки часов мы остановили на повести «Палата № 6». Почему именно так? Вы скоро узнаете!

ВЕДУЩИЙ (1): Сейчас командам нужно получить маршрутные листы и план задания. На всех этапах хозяева станций будут ставить отметки в ваших маршрутных листах. В добрый путь!

(Капитаны выходят вперёд, получают маршрутные листы от Ведущего (1).)

СТАНЦИЯ «НА ДЕРЕВНЮ ДЕДУШКЕ»

(Станция приглашает в детские годы писателя. Оформлена выставка «Чехов в детях и для детей», где представлены его произведения для юных читателей и на листах бумаги написаны интересные факты из жизни.)

ХОЗЯИН СТАНЦИИ (1): Друзья, на этой станции вам нужно открыть конверт с надписью «На деревню дедушке».

(Игроки открывают конверт.)

Прочитайте задание, которое там написано.

КАПИТАН (читает): Найдите произведение, из которого взяты эти строки.

ХОЗЯИН СТАНЦИИ (1): Верно. В фонде нашей библиотеки вам нужно найти книгу А.П. Чехова с произведением «Ванька» и прочитать фрагмент из неё.

(Библиотекари заранее кладут на полку или стеллаж книгу с произведением и выделяют в ней фрагмент: «Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочёный орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки…» Далее на станции игрокам нужно найти ель, под которой стоит сундучок. В нём лежит плод каштана.)

Молодцы! Теперь найдите книгу с рассказом А. П. Чехова, с которым как-то связана ваша находка.

Маршрутный лист для первой команды

Станция Подпись
«На деревню дедушке»
«Хорошим людям»
«Чайка»
« Корреспондент»
«Остров Сахалин»
«Палата № 6»
«?»

(На выставке «Чехов в детях и для детей» игроки находят книгу «Каштанка».

В ней спрятан конверт, на котором написано «Хорошим людям».)

Откройте конверт. Что в нём?

(Игроки открывают конверт, в котором находится лист с заданием «Найдите 8 правил воспитанного человека, по мнению А. П. Чехова». Затем участники квеста переходят на станцию «Хорошим людям».)

СТАНЦИЯ ХОРОШИМ ЛЮДЯМ

(На станции оформлена выставка «От Антоши Чехонте до А.П. Чехова», которая раскрывает разные периоды жизни писателя. На ней представлены книги и предметы эпохи.)

ХОЗЯИН СТАНЦИИ (2): Друзья, на нашей станции спрятаны цветные листы бумаги с написанными на них правилами воспитанного человека, которыми руководствовался Антон Павлович

Чехов и которым просил следовать своего брата Николая. В каждом из правил выделены определённые буквы, из которых вы должны составить название произведения писателя.

(Игроки ищут листы с правилами. В итоге из них должно сложиться название «Дом с мезонином».)

Замечательно! Вы верно сложили название. Теперь вам нужно найти книгу с этим произведением и прочитать выделенный фрагмент.

(Игроки находят книгу «Дом с мезонином». В ней отмечено выражение: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой…» Слово «скатерть» выделено особо. Затем на станции команда находит под скатертью диск с песней «Чайка». После выполнения задания игроки переходят на станцию «Чайка».)

Маршрутный лист для второй команды

Станция Подпись
«Остров Сахалин»
«Палата № 6»
«На деревню дедушке»
«Хорошим людям»
«Чайка»
«Корреспондент»
«?»

 

СТАНЦИЯ «ЧАЙКА»

(Интерьер станции оформлен в театральном стиле. Подготовлена экспозиция, на которой представлены афиши чеховского времени, театральные маски и книжная выставка «Главный герой — время».)

ХОЗЯИН СТАНЦИИ (3): Друзья, сейчас перед вами будет демонстрироваться отрывок из фильма по мотивам одного из рассказов А.П. Чехова.

(Демонстрируется фрагмент из короткометражного фильма «Лошадиная фамилия».)

Вы узнали это произведение?

(Игроки отвечают.)

Верно! А теперь вам нужно отыскать на нашей станции предмет, связанный с лошадьми.

(Игроки ищут заранее подготовленный мешочек с овсом, в котором спрятана фотография старинной печатной машинки. После выполнения задания команда переходит на станцию «Корреспондент».)

СТАНЦИЯ «КОРРЕСПОНДЕНТ»

 ХОЗЯИН СТАНЦИИ (4): Уважаемые игроки команд! На нашей станции вы видите листки с ксерокопиями изданий «Новое время», «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», с которыми сотрудничал А.П. Чехов. Также вам предстоит разгадать кроссворд — и тогда в клеточках по вертикали вы прочитаете название газеты, в которой Антон Павлович проработал 12 лет.

(Хозяин станции (4) передаёт игрокам нарисованный на ватмане кроссворд, который они разгадывают.)

Вопросы

  1. Автор рассказов «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско» и др., хороший знакомый А.П. Чехова. (Бунин.)
  2. Автор романа «Война и мир», про которого Антон Павлович сказал: «В своей жизни я ни одного человека не уважал так глубоко, можно сказать беззаветно, как…» (Толстой.)
  3. Русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Ставил на сцене многие пьесы А.П. Чехова: «Чайка», «Вишнёвый сад». (Станиславский.)
  4. Акварельный набросок, сделанный этим живописцем, А.П. Чехов очень ценил. Кисти этого художника также принадлежат работы «Девочка с персиками», «Сирень в вазе». (Серов.)
  5. Русский художник, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Именно ему однажды удалось сделать «лучший и проникновеннейший» портрет А.П. Чехова, который позже был утерян. (Репин.)
  6. Вместе с этим композитором А.П. Чехов собирался писать оперу по главе М.Ю. Лермонтова «Бэла» из романа «Герой нашего времени», ему посвятил свой четвёртый сборник рассказов «Хмурые люди». Этот композитор написал известные балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». (Чайковский.)
  7. А.П. Чехов признавал несомненный талант этого молодого писателя и уговорил его попробовать свои силы в драматургии, в результате им были созданы пьесы «Мещане» и «На дне» и повесть «Фома Гордеев», которую автор посвятил А.П. Чехову. (Горький.)
  1. Близкий знакомый А.П. Чехова, русский писатель украинско-польского происхождения, журналист. Автор произведений «Дети подземелья», «Слепой музыкант» и др. (Короленко.)
  2. А.П. Чехов «предсказал», что из него выйдет «большой человек». Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку. (Рахманинов.)
  3. Близкий друг А.П. Чехова, оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров. (Шаляпин.)

ХОЗЯИН СТАНЦИИ (4): Молодцы! Посмотрите внимательно на ксерокопии газетных листков. Там выделено одно имя.

(Игроки находят на станции ксерокопию издания «Новое время», где выделено имя А. С. Суворина.)

Теперь вам нужно подойти к выставке «Издатели Чехова» и внимательно её осмотреть. Там спрятана ещё одна подсказка, с помощью которой вы сможете перейти на следующую станцию.

(Игроки находят на выставке «Издатели Чехова» за фотографией А. С. Суворина сложенную карту о. Сахалин и листок переписи населения. После выполнения задания команда переходит на станцию «Остров Сахалин».)

СТАНЦИЯ «ОСТРОВ САХАЛИН»

(На станции оформлены книжные выставки «Неуловимый Чехов» и «Чехов на Сахалине», иллюстрирующие жизнь писателя на острове, а также его работу над книгой «Остров Сахалин».)

ХОЗЯИН СТАНЦИИ (5): Уважаемые игроки, прошу вас подойти к выставке «Чехов на Сахалине». Там среди листов переписи есть фотография одного преступника. Найдите её.

(Игроки находят на выставке фото с надписью «Разыскивается Денис Григорьев. Украл гайку».)

Верно. А теперь найдите рассказ «Злоумышленник» и разгадайте секрет, который он в себе таит.

(Игроки ищут на станции книгу с рассказом А.П. Чехова «Злоумышленник», за которой спрятан футляр для очков. В нём лежит игрушечный человечек в шляпе.)

О каком произведении Л. П. Чехова напомнила вам эта находка?

(Игроки отвечают.)

Правильно, это «Человек в футляре». Найдите на станции книгу с этим произведением и откройте её.

(Игроки находят на станции книгу с рассказом «Человек в футляре», в которую вложена фотография часов, находящихся в библиотеке между первым и вторым этажом. Затем они подходят к часам, стрелки которых показывают на «Палату № 6», и переходят на эту станцию.)

СТАНЦИЯ «ПАЛАТА №6

(На станции оформлена тематическая выставка, рассказывающая о Чехове-враче.)

ХОЗЯИН СТАНЦИИ (6): Однажды с А.П. Чеховым приключился такой случай. Заболев, писатель отправил посыльного в аптеку за касторкой в капсулах. Аптекарь послал Чехову две большие капсулы, которые больной возвратил, подписав: «Я не лошадь!», после чего получил от аптекаря шесть маленьких. Почему же он сразу не отправил их Чехову в такой дозировке? (Аптекарь хотел получить автограф известного писателя.)

(Игроки отвечают.)

Наша станция оформлена цитатами А. П. Чехова. Найдите одну необычную.

(Игрокам нужно найти цитату А.П. Чехова: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой».)

Обратите внимание на выставку, посвященную собакам. Там спрятан конверт с новым заданием.

(Игроки на выставке изображений и фигурок собак находят конверт, в котором написаны слова: «ОБКЕЙУЁ ШЁЦПГБ» и алфавит. Им нужно угадать зашифрованные слова «Найдите Чехова». Слова можно расшифровать, «вернувшись» на одну букву назад: например, О — это Н, Б — А и т. п.)

Молодцы! Теперь вас ждёт «Чеховская беседка»!

«ЧЕХОВСКАЯ БЕСЕДКА»

(В зале оформлена выставка «Чаепитие в чеховской беседке». Висит старинный абажур, стоят софа и круглый стол, на котором расставлены чайные принадлежности. За столом сидит Чехов.)

ЧЕХОВ: Мои юные друзья, вы молодцы! Я горжусь вами!

(Чехов вручает ключ от сейфа той команде, которая пришла первой, а той, которая пришла второй, — фотографию сейфа.)

(Первой команде.) Вперёд, господа победители! Вам нужно найти спрятанный в библиотеке сейф!

(Игроки команды, получившей ключ, отправляются на поиски сейфа. В библиотеке может быть несколько сейфов, но ключ подойдёт только к одному из них. В сейфе — призы для победителей. После того как сейф открыт, мероприятие завершается награждением игроков победившей команды.)

ЛИТЕРАТУРА

Громов, М. Книга о Чехове. — М.: Современник, 1989. — 384 с.

Линков, В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. — М.: Издательство МГУ, 1982. — 128 с.

Русское зарубежье о Чехове. Критика. Литературоведение. Воспоминания. — М.: Дом Русского Зарубежья, 2010. — 304 с.

Чехова, М.П. Вокруг Чехова. — М.: Московский рабочий. 1980. — 256 с.

Чехова, М.П. Из далекого прошлого. — М.: ГИХЛ, I960. — 290 с.

Чуковский, К.И. 0 Чехове. Человек и мастер. — М.: Детская литература, 1971. — 208 с.