Главная / Новости / Наши блогеры познакомились с макро-сьёмкой

Наши блогеры познакомились с макро-сьёмкой

15 июня на площадке библиотеки «Зеленый мир» состоялось мероприятие по проекту «Гений места». Эксперт по макросъемке Иван Вячеславович Науменко рассказал участникам встречи массу полезной информации о нюансах сьемки. Познакомил с удивительными обитателями нашей природы. Насладится красотой некоторых представителей фауны без специального оборудования невозможно. Большое спасибо Ивану Вячеславовичу!

После встречи Михаил Осипенко, участник проекта, взял у фото — мастера интервью:

— Иван Вячеславович, на своём сайте Вы отмечаете, что коллекционированию предпочитаете фотографию по той причине, что она не подразумевает вмешательство в мир флоры и фауны. Есть ли ещё какие-то причины такого выбора помимо гуманности?

— Главным образом, конечно, это то, что не нужно никого убивать. На фотографии насекомое другое, оно взаимодействует с миром. Это намного лучше, чем оно сидит в мёртвом виде на иголке, теряя цвет и чешуйки. Я занимался коллекционированием одно время, но это всё в прошлом. Я считаю это уделом учёных, им, да, нужно собирать коллекции, потому что фундаментальная наука на месте не стоит и открытие каждого нового вида – это, конечно, замечательно. А частные коллекции насекомых? Я бы предпочёл таким коллекциям альбомы с фотографиями животных.

— Вы не раз становились победителем многих профессиональных конкурсов самой разной величины. Насколько такого рода общественное признание мотивирует вас на новые открытия?

— Да, это мотивирует, бесспорно. Но, на самом деле, Вы же понимаете, насколько субъективны любые конкурсы. Один видит одно, другой что-то иное. Иногда бывает, что откровенно недостойные работы случайно занимают призовые места. Здесь крайне важно жюри, которое оценивает фотографии, особенно природные фотографии: можно посадить красивую бабочку на яркий цветок и получить хороший кадр, но ведь это неестественно и неинтересно. На мой взгляд, подобные конкурсы должны оценивать не фотографы, а биологи, потому что только они смогут понять истинную сложность и уникальность работы, и не вмешался ли фотограф в мир природы. Я в 90% случаях могу определить эти важные детали. Нередко приходилось видеть победителей с «мертвечиной» (фотографиями мёртвых сухих насекомых), когда такое животное садят на ветку и выдают такой кадр за естественный. Я не могу это доказать, но такое бывает очень часто, достаточно посмотреть на какой-то усик, который бы не был так опущен на самом деле. Когда 10 лет «общаешься» с насекомыми, невольно научишься определять такие нюансы.

Конечно, бывает абсолютно потрясающие работы, но сейчас некоторые конкурсы пошли по концепции, когда предварительный отбор осуществляется на основе голосования простых зрителей. А ведь этот этап, когда необходимо выбрать работы-кандидаты из многотысячного списка, самый важный и дорогой в фотоконкурсе. Очень часто бывает, что волею неискушенного зрителя в топ выходят самые простые для понимания работы, в роде «Бабочка на цветке», а по-настоящему качественные работы уходят в молоко.

Однако есть и очень серьёзные конкурсы, например, «Золотая черепаха», в жюри которой я сейчас нахожусь – это лучший фотоконкурс не только в России, но и в мире, я считаю. В состав жюри входят ученые, это очень важно. Работы проверяются на подлинность, мне лично присылают фотографии для консультации с профессиональной точки зрения.

Макрофотографии вообще намного сложнее оценивать, чем кадры дикой природы. Тем более, сейчас многие конкурсанты присылают самые непонятные вещи, вплоть до изображений морковок. Какое это имеет отношение к макрофотографии – непонятно.

— Очевидна связь деятельности макро-фотографов с наукой. В чём заключается значимость макросъемки для энтомологии и биологии в целом?

— Был прецедент, когда мне удалось запечатлеть на фотографии открытый в конце прошлого века вид насекомого, и это был первый подобный снимок в истории. Несколько моих работ – единственные экземпляры в интернете. Я очень часто вижу свои фотографии в научных статьях. Я не переживаю по этому поводу, я знаю много коллег, которые начинают отстаивать авторское право, судиться, а мне, наоборот, это приятно. Ничего против не имею, понимаю, что Приморье уникальное, а фотографов мало. Тем более большинство фотографов предпочитают работать с более крупными представителями фауны, я же люблю с мелюзгой возиться.

— В основном Вы специализируетесь на фотографиях природы Приморского края, а также принимали участие в нескольких зарубежных научных экспедициях. Какие места Вам интересно посетить с профессиональной точки зрения в нашей стране и за рубежом в будущем?

— Я хочу поехать на Курильские острова в этом году, но скорее всего не получится, надеюсь, что удастся в следующем. Там уникальная микроприрода, не так много животных, но зато потрясающие растения. Чего стоят грибы подберёзовики, которые выше деревьев, помещающихся в спичечный коробок. Ещё есть крошечные взрослые сосны. Хочу туда съездить. Мой отец плотно занимался изучением природы Курил. Также есть желание отправиться в горы европейской части России, я очень люблю фотографии насекомых на горном фоне. Конечно, природа в этой местности бедновата, но всегда можно найти для себя объекты для изучения.

— Как сегодня научиться искусству макрофотографии? Есть ли специальные курсы или всё только путём самостоятельной практики проб и ошибок?

— Лично я самоучка в чистом виде, нас то всего по России человек 20, так что о каких-то полноценных курсах речи пока быть не может. Мы встречаемся друг с другом, но это всё узкими кругами. Однако, некоторые мои коллеги макрофотографы занимаются обучением, почему бы и нет.

— Какие сейчас есть перспективы развития у искусства макросъёмки? Возможно, у Вас есть свои ученики?

Я вам скажу, что сегодня, к сожалению, макрофотография вымирает, не знаю почему. Пять лет назад, когда я начинал фотографировать, было больше представителей макросъёмки. Возможно, потому, что это крайне дорогое хобби. Некоторые пожилые макрофотографы уже ушли из жизни. Так или иначе, нас становится меньше.

— Какие есть возможности профессионального развития у макрофотографа? Удаётся ли Вам постигать новые техники?

 — Да, безусловно. В этом году я приобрёл новую технику, и теперь я делаю совершенно другие фотографии. Я сказал себе, что сейчас я не фотографирую так, как делал это прошлые 10 лет. Теперь я совсем по-другому смотрю на мир, через другую оптику. Эта техника ещё больше «развязывает руки», есть возможность снимать над и под водой, проникать в дупло дерева. Теперь стало видно ещё более маленьких насекомых, размер которых не превышает нескольких миллиметров.

— Получается ли по-новому открывать уже много раз изученный фотографиями мир природы? Не перестаёте ему удивляться?

— Конечно нет! Уникальность Приморского края и заключается в том, что, проходя по уже тысячу раз изученным местам, получается находить что-то, до этой минуты тебе неизвестное. Начал вести свой сайт. Времени, конечно, на всё не хватает, но тем не менее… Сейчас ещё регулярно просматриваю фотографии своих азиатских коллег. Потрясающие работы.

https://naumenko.photo (сайт Ивана Вячеславовича)

Интервью брал Осипенко Михаил

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены