«Лес чудес»: игра-путешествие
Цели мероприятия:
- расширение детского кругозора;
- знакомство с целебными свойствами лесных растений
- воспитание бережного отношения к природе
Оформление зала:
На стене поместить карту с маршрутом путешествия: станции – «Загадкино», «Лесная опушка», «Аптека под ногами», «Цветочная поляна», «Грибная», «Царство птиц и зверей».
Действующие лица:
Ведущий, чтецы, Экскурсовод, Лесовичок, Травница
Звучит тихая мелодия, выходят чтецы
Чтец (1):
Очень добрым, очень светлым,
Золотистым ясным днем
Мы поедем в гости к лету
В гости к солнышку пойдем.
Чтец (2):
Земляникой и цветами
Встретят нас и лес, и луг,
Наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.
Чтец (3):
Рано утром яркий лучик
Зазвенит в густой листве.
Речка плавать нас научит,
Ветер – бегать по траве.
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Вы, наверное, догадались, что мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по лету. А что такое – лето?
Лето – это каникулы, это – лес, речка, походы, море, горы, веселые игры, фильмы и книги. Попробуйте несколькими словами объяснить, что значит для вас лето. (Ребята отвечают)
Маршрут нашего воображаемого путешествия вы можете увидеть на карте (демонстрирует), а наше местонахождение и передвижения будем обозначать фигурками двух человечков. Ну, а теперь в путь!
Экскурсовод: Начинается наше увлекательное путешествие со станции «Загадкино». Ребята, а вы когда–нибудь задумывались, почему все дети так любят загадки. Да потому, что загадки открывают нам тайны и заставляют думать и размышлять. И вот сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете загадки, которые, конечно же, связаны с летом.
Колобок, колобок,
Золотистый бок.
За елки нырнул,
Там крепко заснул.
А к утру проснулся.
На весь мир улыбнулся. (Солнышко)
Приходил- стучал по крыше.
Уходил – никто не слышал. (Дождь)
Туча скрыла солнца свет,
Рухнул мост, а щепок нет (Радуга)
Стоит он, задумчивый,
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице. (Подсолнух)
Сильнее солнца.
Слабее ветра.
Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет. (Туча)
Теплый, теплый, длинный день.
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц?
Подскажи-ка! (Июнь)
Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень
Началась косьба хлебов.
Время ягод и грибов.
Дни его – вершина лета.
Что, скажи, за месяц это? (Июль)
Ведущий: Молодцы, ребята! Сразу видно, что вы очень любите и с нетерпением ждете это время года.
Чтец (1): Чтец (2):
Я спросил у поля: Я спросил у леса:
«Что такое лето?» «Что такое лето?»
Поле мне сказало: Лес мне отвечает:
«Наше лето – это «Наше лето – это
Колоски усатые Голоса задорные
Зернами богатые. И грибы отборные
Тучные, ядреные, Полные корзины
Солнцем напоенные!» Сахарной малины»
Экскурсовод: Дорогие, ребята! Наше путешествие продолжается, и следующая станция «Лесная опушка».
Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинства. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разных ягод и грибов!
Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
Лесная сказка самая прекрасная
В ней тишина, и шорох, и покой.
Вода в ручье прозрачная и ясная
И пень, покрытый нежною листвой.
В ней солнце озаряет детство радостью,
В ней столько непонятного порой,
Манит черника свежей-свежей сладостью.
И гриб уводит в чащу за собой.
В ней столько трелей звонких, шумных, радостных,
В ней счастью нет предела и добру.
И если хочешь наслаждений сладостных,
То в лес наш отправляйся поутру.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто самый главный человек в лесу. Он следит за порядком, охраняет его? Правильно – это лесовичок. Сегодня он пришел к нам в гости, чтобы помочь нам совершить путешествие по загадочному лесу.
Лесовичок: Я лесовичок! Я живу в лесу и все деревья, все травинки-былинки знаю наперечет. Многие растения стали исчезать из леса, поэтому я их охраняю. И цветы разрешаю рвать только те, которых много.
Я люблю побродить по Зеленой стране,
Здесь друзей заводить очень нравится мне.
На сюрпризы горазд молчаливый народ
И за то, что отдаст, ничего не берет.
В той стране – благодать, удивительный свет.
Вот бы нам разгадать: в чем тут главный секрет?
Загляни-ка со мной в эту славную жизнь
И с Зеленой страной навсегда подружись!
(Е.Серова «Зеленая страна»)
Представим, что мы находимся в лесу, только-только в него вошли. Что же ждет нас на лесной тропинке? Предлагаю вам ответить на вопросы викторины «Лесные догонялки». На заданные вопросы вы отвечаете коротко «да» или «нет».
- Спит ли дерево? (нет)
- Белка сушит грибы на ветках? (да)
- Малина — вечнозеленое растение? (нет)
- Спит ли еж зимой? (да)
- Клесты любят еловые шишки? (да)
- Ворона подкладывает свои яйца в чужие гнезда? (нет)
- Мухомор ядовит? (да)
- Воробьи прилетают к нам только зимой? (нет)
- Шиповник – это дикая роза? (да)
- Иву называют плакучим деревом? (Да)
- Подосиновики растут на пнях и разрушают их? (нет)
Лесовичок: Молодцы! Знакомство с лесом началось успешно, а теперь я вам усложню задание. Слушайте меня внимательно и отвечайте на вопросы:
1. О настойке из этого растения в старину говорили, что она «дороже есть злата драгова и пристоит ко всем недугам». В XIX веке ученые исследовали это растение, и медики стали применять целебную настойку как лекарство против сердечных заболеваний. Нужно помнить. Однако, что растение это ядовито! (Ландыш)
2. Мед, который собирают пчелы с этого растения, лучше многих других: и вкусен, и полезен, и ароматен! Целебными свойствами обладают и листья этого растения, и побеги, и цветки. Ну, а про ягоды и говорить нечего: в любом виде – свежие, сваренные, высушенные – это и лакомство, и лекарство. (Малина)
3. Говорят, что в зарослях этого кустарника лесные гномы прячут свое богатство. И в самом деле, ягоды его не только вкусны, но и чрезвычайно полезны. Особенно хорошо они помогают при заболеваниях глаз. (Черника)
4. Целебные свойства этого растения известны человеку с незанятных времен. Настойка его корня – хорошее успокоительное средство. Название растения происходит от латинского слова «вале» — «будь здоров». (Валериана)
- Это неприметное на вид растение – одно из самых душистых в мире. Его часто используют в кулинарии, его экстракт добавляют во многие лекарства. С уверенностью можно сказать, что вы и сегодня встречались с ним — когда чистили зубы! (Мята)
Лесовичок: Молодцы, ребята, порадовали вы меня своими ответами. Но мне пора: нужно успеть обойти свои владения. До свидания, друзья!
Лесовичок уходит
Ведущий: Наше путешествие продолжается и следующая станция «Аптека под ногами». Ребята, представьте себе такую ситуацию: пошли мы в лес с ночевкой, поставили палатки, разложили костер. Хорошо! Песни поем, в речке купаемся, играем. И тут вдруг вспоминаем, что забыли аптечку. Что же нам делать? Расстраиваться нет причин, ведь в лесу столько трав и многие из них целебные. А в каких случаях их применяют – знаете? На эти вопросы вам поможет ответить девица Травница.
Выходит Травница
Травница: Добро пожаловать в наше лесное царство! Ответив на вопросы викторины «Лесные доктора», вы узнаете много интересного о целебных свойствах растений, которые нас окружают и тогда никакие болезни вам будут не страшны:
- С помощью каких растений можно унять зубную боль? (зверобой, ромашка, шалфей, кора дуба)
- Что это за «трава от 99 болезней»? (зверобой)
- Какие растения можно использовать для заварки чая? (Мята, душица, зверобой, малина, земляника, липа, чабрец)
- Это средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен этот цвет,
Но полезней чая нет,
При ангинах и простудах
Пьют целебный этот чай (липовый цвет)
- Кто поранил пятки? Подорожник выручит
Подходи, ребятки! Подорожник вылечит! (Подорожник)
Ведущий: Много лекарственных растений на полянке, всех и не упомнишь. А вот ответьте мне на такой вопрос: «У кого есть шапка без головы, да нога без сапога? Правильно у гриба. Незаметно мы добрались до станции «Грибная». Сейчас мы проведем конкурс «Грибное лукошко».
Для конкурса нужны две маленькие корзинки, рисунки или иллюстрации грибов, которые раскладываются на импровизированной лесной поляне.
Правила игры: два игрока собирают в свои корзины съедобные грибы, выигрывает тот, кто наберет больше грибов и правильно назовет их.
Пока наши игроки собирают грибы, мы будем отгадывать грибные загадки:
- Гордо встал на ножке крепкой
В фартучке и красной кепке
Раскрасавец удалой.
Вид приятный, норов злой (Мухомор)
- У этой розовой подружки
Чудо-волны на макушке.
Для любителей солить
Принято ее хвалить (Волнушка)
- Не спорю – не белый.
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще (Подберезовик)
- Зашел мужик в сосняк,
Нашел белый слизняк
Бросить жалко,
Съесть – сыро. (Груздь)
- Что за ребята на пеньках
Столпились дружной кучкой
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой? (Опята)
Ведущий: Ребята, обратите внимание, впереди раскинулся ковер, да такой красочный, разноцветный. Как вы думаете, что это? Правильно, это – цветочная поляна.
Человек на земле – недавний гость в сравнении с природой. Наши угрюмые предки, не способные понять красоту окружающей природы, еще прятались в пещерах, а на лугах уже пестрели цветы!
А вы знаете, ребята, что луговые цветы самые красивые. Природа наградила их неброской, но гармоничной красотой.
Когда люди устают от грохота шоссейных дорог, от унылого однообразия бетонных стен и пластикового уюта квартир, они выбираются на природу, где их настроение врачуют деревья, птицы и цветы. Близость к цветам, созерцание их неповторимого совершенства и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. Вы согласны со мной?
Сейчас вам предстоит отгадать загадки о цветах. Готовы, тогда начали:
- Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал – веселых, голубых?
Должно быть, оторвали от неба лоскуток.
Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок. (Незабудки)
- Стоят у реки сестрички-
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
- Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
- Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок —
И остался стебелек (Одуванчик)
- Белые горошки на зеленой ножке (Ландыш)
Ведущий: Мир цветов таинственен и чудесен. Любуйтесь им, изучайте и защищайте его!
Экскурсовод: Ребята, наше путешествие продолжается и впереди нас ждет много интересного и неизвестного. Живут-поживают лесные обитатели в гостинице, горя не знают, а обедать ходят, вы не поверите, в самые настоящие «Лесные столовые».
Для любого есть в лесу столовая,
Все там приготовлено для нас.
Мебель там дубовая, еловая.
Музыка? Симфония и джаз!
Ресторан «Орешек» где-то в чаще,
Белка проведет тебя туда.
А в ларек «Черничный» ходят чаще,
Тесно там, да это не беда. (Е.Серова)
Ведущий: Ребята, давайте, и мы заглянем в лесную столовую, наверняка, встретим знакомых. А хотите узнать, что подают лесным жителям на обед? Тогда придется ответить на вопросы викторины «Лесное меню»:
- Такие лакомые братцы в зеленых гнездышках теснятся (орехи)
- Две сестры летом зелены, к осени одна — краснеет, другая – чернеет. (смородина)
- Стоит Антошка на одной ножке, сам маленький, а шляпа большая (гриб)
- Красная овечка, белое сердечко (малина)
- Как на стежке, на дорожке
- Вижу алые сережки.
За одною наклонилась,
А на десять набрела.
Я клонилась – не ленилась,
Кружку с верхом набрала. (земляника)
- Какой плод до зимы живет? (рябина)
- Не балует дуб детей, одевает без затей:
Все в его семейке носят тюбетейки (желуди)
Экскурсовод: Вот и закончилось наше путешествие по удивительной «Зеленой стране». Любите лес и его обитателей, берегите их, а если не в силах сделать что-то полезное, то хотя бы не вредите!Чтец (1):
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Чтец (2):
Нам, как радость, нужны и понятны
Шум лесов и ручьев хлопотливая речь.
Так давайте же вместе, ребята,
Родную природу беречь!
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по удивительной «Зеленой стране». Но лето продолжается. И впереди у нас еще много, путешествий, игр, викторин. И все это нам дарит лето!
Использованная литература:
- Андреева, Т. Волшебный букет / Т. Андреева, Р.Черняева // Сценарии и репертуар.-2007.- №13.- С.66-74.
- Бондаренкова, Е. Сказочный мир царя Берендея / Е.Бондаренкова // Сценарии и репертуар.- 2008.- Вып.11.-С. 46-60
- В гармонии с природой / ред.-сост. Л.И. Жук.- Минск: Красико-Принт, 2002.- 128 с.- (Праздник в школе)
- Земные карусели/ ред.-сост. Л.И. Жук.- Минск: Красико-Принт, 2007.- 128 с.- (Праздник в школе)
- Лежнева, С. День леса: познавательно-развлекательная программа /С.Лежнева // Сценарии и репертуар.- 2008.- №11.- С.39-45
- Милохина, Н.Р. Лес чудес: познавательное путешествие / Н.Р. Милохина // Читаем, учимся, играем.-2003.- №3.- С. 86-87
- Семенихина, Е. Все нам лето подарило…/Е.Семенихина // Лето звездное, будь со мной / Ред.-сост. Л.И.Жук – Минск: Красико-Принт, 2002.- С.12-17.- (Праздник в школе)